Непродажные
Несколько раз приходилось слышать об Агрофирме Мариампольская, которая в Петровском районе нашей области. Часто ее название упоминалось с такими эпитетами, как «осколок социализма», «сами себе хозяева» или «советский колхоз». Рассказывали, что здесь в девяностые годы люди решили не отдавать свои паи кому-то в аренду, а сохранили коллективную форму хозяйствования — совхоз.
АФ Мариампольская поставляет молоко на Баштанский сырзавод, а говядину и свинину — Кировоградскому комбинату Ятрань |
Случилось мне побывать в этой фирме и познакомиться с ней поближе. Совхоз расположен в двух соседних селах — Луганке и Братском. Это 7 тысяч гектаров земли, поделенных на 800 пайщиков.
Колхозники жили хорошо еще при Союзе, когда хозяйством руководил Анатолий Лисицин. У них у первых в районе появился газ, все улицы были заасфальтированы, людям бесплатно вспахивали личные огороды, продавали по льготным ценам продукты и корма, почти задаром выделяли стройматериалы и помогали строить дома, а летом вывозили отдыхать на Черное море. Из таких вот мелочей наверное и складывается простое сельское счастье.
Здесь современная трехэтажная школа и огромный дворец культуры, отличные детсады, своя пекарня, спортзал и стадион, столовая, кафе и так далее. Немудрено, что когда землю распаевывали, мариампольцам не захотелось ничего менять. Совхоз остался совхозом. Главный руководящий орган — общее собрание пайщиков, а председатель правления избирается общим голосованием на три года. Третий срок подряд люди доверяют этот пост Константину Мищанину.
Центр Луганки: школа (слева) и Дворец культуры |
— Когда в Белоруссии Лукашенко стал Президентом, ему начали навязывать идею развала колхозов. Мол, раздели землю среди крестьян и пусти в свободное плавание — экономика сама все наладит. Но он решил сохранить колхозы. В итоге получилось, что те, кто был посильнее — выжили, а слабые — погибли, и потом их распаевали. Мы — выживший совхоз, только не в Белоруссии, а здесь, в Украине, — делится Мищанин.
— Конечно, есть поползновения нас развалить и присвоить. Я не буду называть имена этих монстров. Как правило, они действуют путем распространения обо мне и членах правления дезинформации, что мы воруем. Это, конечно же, ложь и, к счастью, народ им не верит. В хозяйстве достойная зарплата — в среднем 2,5 тысячи гривен, достойно платим по паям — больше положенных трех процентов, отправляем людей за счет хозяйства на берег Черного моря, — рассказывает председатель.
Константин Мищанин признается, что работает с пяти утра до десяти вечера |
Читатель спросит: а куда деваются прибыли, за которые прочие земельные олигархи покупают яхты, футбольные клубы, дорогие дома и квартиры в столицах? Я тоже этим поинтересовался. По словам Мищанина, их совхоз не супер-гигант, поэтому и супер-прибылей нет. А то, что есть, направляется на обновление комбайнов и тракторов, на содержание сельской гандбольной команды, на ремонт местных дорог. Еще есть современная амбулатория, в которой бесплатно лечат, фирма обеспечивает продуктами школу и детсады, шьет для Дворца культуры костюмы, спонсирует соревнования и праздники. Всего и не упомнишь.
Выйдя на улицу, возле местного райбыткомбината встречаю двух мужиков, пьющих разливной квас.
— Что фотографируете, покупать нас будете? — спрашивают.
— А чего же не купить, если продаетесь, — отвечаю.
— Фигушки, много вас таких уже было! — с каким-то упоением обламывают меня мужики.
Написано для газеты Взаимопомощь.
Подпишись на наш Instagram
Только самое важное и интересное
В Александрии житель города во время съемок с квадрокоптера на […]
Сегодня, 2 сентября, из-за сильного ветра ветка дерева упала на […]
По Кременчугской улице, в районе конечной остановки 5-го маршрута второй […]
Оставить комментарий