Что не договаривает Цапюк — Народный репортер
В рубрике «Народный репортер» Моя Александрия публикует статью Александра Немца об отчете за 2017 год мэра Степана Цапюка на общественных слушаниях 8 февраля.
Картинка: @Sergey_Elkin / Twitter |
Удивительное — рядом. Александрийская мэрия не только читает, но и делает выводы. Статья о «бурных» инвестициях и туманной перспективе псевдо-ннвестиционного парка заставила исполком горсовета все-таки принять решение о формальном создании этого ІПО. Разве это не хорошо? Разве не путь вперед? Пожелаем удачи заместителю мэра, который взялся за этот удивительный по срокам и объему проект. А сейчас поговорим о другом.
Александрийский мэр постоянно говорит о тяжелом, страшном времени, в котором сейчас живут город и область, и даже шире — вся страна. Он говорит, что спасает всех, особенно — инвестиции для города. Именно об этом он рассказал на общественных слушаниях. Пришлось узнать… много сказочно-нового.
Например, то, как Степан Цапюк, словно былинный богатырь, взял да и защитил хорошего-доброго инвестора. С него хотели «отжать» много-много денег плохие люди из местной власти, но только не александрийский мэр. А он взял, да и сказал — не бывать этому! Стройтесь, плодитесь, развиваетесь. Он даже пообещал защиту от налоговой и правоохранителей. И так все и случилось. И наступил в Александрии инвестиционный рай.
Но все это, к сожалению, не более чем сказка, приправленная эмоциями, скорбными и радостными интонациями. Все на самом деле совсем по-другому.
Говорил Степан Цапюк о «Екатеринославских мебельных мастерских». Процитируем сказанное дословно: «Наступне підприємство, яке в нас активно працює, это «Катеринославські меблеві майстерні». Товарищество «Юнайтед Девелопмент» — язык сломаешь. Предприятие работает, создано около 1000 рабочих мест. Работает эффективно. Подали заявку на виділення земельної ділянки. Буде строїться ще один цех. То есть планується до полторы тысячи створення, ну в цілому там полторы тысячи створення рабочих мест».
Голос из зала: «А ви при чому?»
В ответ мэр парирует: «Я причем? Рассказываю…» И рассказал, как в 2010 году, когда в очередной раз стал александрийским городским головой, он поднял вопрос перед депутатами и помог этому предприятию получить землю для производства на более выгодных для коммерсантов условиях. А предыдущая городская власть требовала за эту землю якобы баснословные деньги.
Если действительно все было так (правда, слабо верится, больше верится в торги с коммерсантами с присущей украинским чиновникам коррупционной составляющей), то, наверное, правильно сделал Степан Цапюк, что пошел навстречу бизнесу. Созданы рабочие места, люди трудоустроены, получают заработную плату и вместе с предприятием осуществляют отчисления в бюджет. Однако и тут мэр, мягко сказать, недоговаривает. Ну о какой «нехорошей» предыдущей городской власти говорит Степан Цапюк? О той, в которой он занимал должность… первого заместителя городского головы, т.е. имел непосредственное отношение к той «нехорошей» власти? А еще, дополнительно, возглавлял городскую организацию «Партии регионов», фракция которой тогда, впрочем, как и в последующем, входила в большинство горсовета и, соответственно, принимала решения, то есть тоже имела непосредственное отношение к той «нехорошей» городской власти, о которой рассказал мэр.
Мы немного полюбопытствовали в открытых источниках о компании с диковинным названием, от которого у мэра «сломался язык». Тем, что узнали, делимся с читателями.
Видите, кто учредитель? Правильно — британская фирма с адресом в Лондоне. В этой же орбите, тоже с лондонской регистрацией, есть и еще одна фирма — «Гретта Девелопмент ЛТД».
И вот что удивляет. У этой компании есть колоритный директор Jaime Giancarlo.
Этот 35-летний директор компании александрийского инвестора уже успел побывать директором 145 компаний в Великобритании. И по состоянию на 2017 год остается руководителем 40 британских фирм. Вот это золотые руки бизнес-мастер!
При этом ему удается одновременно руководить всеми 40 британскими компаниями (даже число круглое) из Белиза, где он проживает. Если не знаете, то это очень далеко от Британии, совсем на другом континенте, микрогосударство возле Мексики. Страна, которая формально получила независимость, но фактически так и находится в орбите Британии. А еще — здесь крупнейшая оффшорная зона. Ее статус как офшорной закреплен и постановлением Кабинета Министров Украины. Офшоры, сами понимаете, дело выгодное и интересное. Это если все договаривать.
Как вы думаете, есть у этой замечательной фирмы деньги для работы и приобретения земельного участка в Александрии? Или нет? И нужна ли была этому предприятию безвозмездная «богатырская» помощь александрийского мэра? Или это просто для «красного словца» присказка? Кстати, по последним данным, данное предприятие закрывается: ТОВ «Катеринославські меблеві майстерні» сообщили, что внесли решение учредителей о ликвидации юридического лица. При этом обозначены даже сроки подачи претензий кредиторами – 20 марта 2018 года. Скорее всего, речь идет не о фактической ликвидации производства в Александрии, а только о ликвидации по тем или иным обстоятельствам юридического лица, на смену которому придет другое.
https://beta.companieshouse.gov.uk/company/07434590/officers
http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/143-2011-%D1%80
В своем отчете Степан Цапюк много и красочно говорил. Говорил, говорил, но не договаривал. Об этом и расскажем. Потому что это важно.
К примеру, на слушаниях мэр не забыл вспомнить, что он умный. И что только всяческие блогеры считают его «недолугим». Мы тоже с блогами дружим, но «недолугим» мэра отнюдь не считаем, напротив, он опытный, хитрый и юркий политик. При этом самовлюбленный и способный на подлость, как практически все политики. А еще он сильно не любит критику. При этом его познания в экономике и юриспруденции очень слабые, и руководит он городом до сих пор только потому, что, к сожалению, не нашлось ему в Александрии харизматичного соперника, желающего стать мэром. Это вовсе не означает, что мэр ни в чем не разбирается. Но это означает, что Степану Цапюку трудно «ловить фишку» в современном бизнесе. Его слова и действия — это походка экономического динозавра, это мышление конца прошлого века. В такой отсталой и насквозь коррумпированной стране, как наша, к сожалению, такое возможно.
Кто, скажем, обращал внимание, на что постоянно напирает александрийский мэр? Правильно — на показатели промышленности. Правда, проматывая несколько раз запись слушаний, снова слышу, что на промышленность ни он, ни мэрия якобы не влияют. Но показатели роста промпроизводства тем не менее приводит! Абсолютные цифры звучат красиво.
Люди радуются и думают — вот настоящий мэр — и пальцем не пошевелил, а промышленность оживает. Вот где силища руководителя. Но если изучать цифры не с точки зрения чиновников, а с точки зрения экономической теории, все совсем плохо, даже очень плохо.
Пусть простят читатели, но повозимся с цифрами. Их будет немного, а расчеты — в пределах элементарной арифметики. Вот смотрите, темп роста промышленного производства за 2017 год нам показывают — ничего себе — аж 115,2%. Это означает, что все промышленные предприятия повысили свои показатели на 15,2%. Много? Мало? На самом деле — колоссально много, если бы не «но»…
Давайте посчитаем. В любимом для сравнения у мэра 2013 году объем производства составил 605 млн грн, а в 2017 году — 517 млн. Как-то так получается – не рост, а спад. Арифметически радуют показатели объемов реализованной продукции: в 2013 году — 691,6 млн, а в 2017 — 1,4 млрд. Но правда ли мы стали лучше жить? Нет, в карманах наоборот стало меньше денег. Вот настоящая правда. Просто нужно по-человечески считать и договаривать. Объемы реализованной продукции выросли вдвое, но ведь гривна девальвировала более чем в три раза, а цены на все выросли еще больше. Чтобы более-менее актуально говорить о результатах, нужно приводить цифровые показатели не только в гривне, а и в относительно стабильной валюте, например, долларе США. Так вот, если в 2013 году 691,6 млн грн составляли около $86,5 млн, то нынешние показатели в 1,4 млрд грн — это гораздо меньше, всего-то $50 млн. Поэтому реально мы имеем не рост, а снова – спад.
В статистическом анализе учитываются объективные показатели, а не то, что нравится показывать чиновникам. Нужно считать с учетом инфляции, обесценивания национальной денежной единицы, количества населения и т.д. Только тогда можно узнать, насколько мы реально «выросли или упали». В 2013 году население города составляло 92,4 тыс. человек. В 2017-м — 89,9 тыс., то есть жителей стало на 2500 меньше. Давайте сопоставим объемы производства с количеством населения и увидим реальную экономику нашего города. В 2013 году объемы производства на душу городского населения составляли всего-то 6548 гривен. А в 2017-м — и того меньше — 5 751 грн на одну «экономическую» душу. Эти показатели просто ничтожные, а если их сравнить между собой с учетом цен 2013-го и 2017 годов, то выйдет, что мы с самого экономического дна опустились вообще непонятно куда. В голове крутятся только нехорошие слова: в клоаку — это, наверное, самое лестное цензурное выражение. Скажете, как же так? А все просто — это и есть элементарный, заметьте, далеко не глубокий, экономический анализ, в отличие от мэрских сказок.
Рост в минус
Поговорим еще об этой магической цифре — «15,2%». Помните, мы обмолвились, что это колоссально много? А знаете, какой реальный показатель роста в экономике считается лучшим из лучших и приписывается «золотой» эпохе капитализма? 3-4%. Рост экономики в Америке — 1,6%. В азиатских странах в период «экономического чуда» достигал 10%. А в Александрии — 15,2%.
А откуда же тогда, спросите вы, такие фантастические цифры? Оттуда, что наши чиновники любят недоговаривать. Например, александрийский мэр Степан Цапюк в своем отчете не договорил того, что в показателе +15,2% роста в городской промышленности надо учесть официальный показатель в +16,5% роста цен производителей промышленной продукции по Украине в том же 2017 году. Это что же получается, скажет читатель, минусовый рост какой-то? Так и есть. Никакого реального роста нет, наоборот — имеем снижение. Потому что в этих цифрах прироста большая инфляционная составляющая. Реальные показатели говорят о том, что в Александрии спад промышленности на 1,3%. Но это если все договаривать, а не сказки рассказывать.
Бюджетники – генератор экономики?
Что еще не рассказал александрийский мэр? Тут надо сразу сказать, что мы никоим образом не хотим обидеть и задеть очень большое количество александрийцев, связавших свою жизнь с бюджетной сферой. Это так называемые бюджетники. Уверены, что все эти люди очень важны и достойно выполняют свою работу.
Но перейдем к высказываниям и цифрам из отчета мэра. Там Степан Цапюк красочно покривлялся насчет того, насколько много бюджетники приносят доходов в бюджет. В структуре налога на доходы физлиц или, по-старому, подоходном налоге, это на самом деле так. Действительно, посмотрите, больше всего отчислений от зарплат бюджетных организаций и учреждений — 45,4%.
Хорошо ли это? Мы думаем, что если малое и среднее предпринимательство составляет всего 11% от этой структуры, то пора что-то менять. В нормальной экономике доля бизнеса в налогах с зарплат — выше 50%. Это только в Александрии власть может похвалиться тем, что бюджетники платят много налогов в бюджет! При этом еще отдельно указывает военнослужащих, на долю которых приходится аж 12,59% отчислений. Возможно, так александрийский мэр разделил бюджетников на местных и государственных, учитывая, что военнослужащие финансируются не из местного, а государственного бюджета. Но так или иначе, деньги для зарплат бюджетникам и военнослужащим берутся из бюджета. Как вы думаете, долго просуществует бюджет любого уровня, если из него прибрать бизнес и предпринимательство и оставить только бюджетников и военнослужащих? Ни одного дня. К слову, не надо забывать, что воинская часть, дислоцирующаяся в Александрии, — это, навскидку, не 10% и даже не 5% городского населения. А помните уже указанную нами игру чиновников с приведенными показателями? Вот и здесь надо сравнивать не только размер, но и содержание показателей.
Если александрийский мэр считает достижением большие налоги от бюджетников, то он просто не понимает, что рекламирует собственный провал. Бюджетники — это большая армия профессионалов: учителей, медработников, работников культуры, соцзащиты и многих-многих других учреждений. Их поэтому и называют бюджетниками, потому что все финансирование и выплаты они получают из бюджета. И, получив из бюджета выплаты, часть их снова возвращают в бюджет в виде налога на доходы физических лиц. Заметьте — лишь часть, а не все. Т.е. за выполненную работу получают из бюджета больше, чем возвращают. В Александрии бюджетников много, поэтому и платят они налогов с зарплат в два раза больше, чем промышленники и предприниматели. На самом деле именно промышленники и предприниматели — это и есть те, кто реально наполняют бюджет. А у нас в Александрии какое-то кривое зеркало получается. И поэтому зря ерничает мэр. В нормальной экономике главную роль должны играть не бюджетники, а промышленники и предприниматели. Их удельный вес, а не абсолютный показатель, намного выше: их меньше, а платят больше!
Это опять же, если все договаривать, а не сказки рассказывать.
Рекомендуем Степану Цапюку почитать «Экономикс» любого издания и попробовать себя в официальном, а не теневом, предпринимательстве, чтобы каждый день анализировать и думать, как не прогореть и выжить. Может, тогда он научится все договаривать.
Сбор информации, скрины, текст — Александр Немец.
Подпишись на наш Instagram
Только самое важное и интересное
В Александрии житель города во время съемок с квадрокоптера на […]
Сегодня, 2 сентября, из-за сильного ветра ветка дерева упала на […]
По Кременчугской улице, в районе конечной остановки 5-го маршрута второй […]
Оставить комментарий