«Если начал вспоминать, слушайте» — советы психолога для родственников участников АТО
В Александрии стартовала серия психологических семинаров для родственников участников АТО. Первое занятие прошло сегодня, 12 июня.
Семинар |
Организатором тренингов выступает районный центр социальных служб для семьи, детей и молодежи (директор Ирина Чемерис). Ведет занятия — практический психолог Диана Сперисенко.
На первый семинар собралось около 10 человек. Тем не менее, занятие прошло успешно. В маленькой группе можно уделить внимание каждому. Моя Александрия пообщалась со Сперисенко.
— Диана, в интернете есть интересный эксперимент. Фотограф сделал снимки американских миротворцев до отправки в Афганистан и по возвращении оттуда. Можно увидеть, как физически меняется лицо — появляются морщинки, тускнеет взгляд. А что происходит внутри? Изменения еще сильнее?
— Безусловно, сильнее. И при этом самая большая проблема, с которой мы сталкиваемся, люди не признают этих изменений. Они считают, что остались такими же, как были, что ничего внутри не поменялось.
— А на самом деле? Какие процессы произошли в человеке?
— Личность изменилась. Скажу так, человек, видевший смерть, уже никогда не сможет вернуться к нормальной жизни, к сожалению. У него меняется отношение к друзьям, близким, родным. Человек становится другим.
Диана Сперисенко |
— Дайте три основных совета для родственников и друзей.
— Первое, ничего не расспрашивать, пока не начнет говорить сам. А если начал вспоминать, слушайте.
Второе, не давать человеку банальных советов. Нельзя его успокаивать словами: «Это все пережили, переживешь и ты». Лучше согласитесь: «Да, это было страшно».
И третье, не оценивайте ни самого человека, ни его действий. Никогда. Научитесь обходиться вообще без оценок. Не сравнивайте его страдания со своими. Родным может казаться, что они больше настрадались — ежедневно беспокоились, ждали, изматывали себя. И на этом фоне к военному могут возникать претензии: «Ты черствый», «Ты нас не ценишь», «Ты изменился в худшую сторону» и так далее.
— Бойцы, с кем мне удавалось говорить откровенно, рассказывают о пьянстве на передовой. Начинают употреблять даже трезвенники. Это проблема?
— Я тоже сталкивалась с таким человеком. Ему 20 лет, был ранен. Он оправдывается тем, что там иначе нельзя было, «крыша ехала». А здесь пьянство продолжается из-за того, что у человека происходит переоценка ценностей. Он начинает задавать себе вопросы: «где я был», «что там делал», но вместо анализа и поиска ответов наш человек пытается эти вопросы «залить», чтобы на них вообще не отвечать.
— Как с этим бороться?
— Если проблема психологическая, надо разбираться, что с ним происходит. А если алкогольная зависимость — это потеря смысла жизни, и здесь уже вопросы к наркологу. Я против кодирования, поэтому, да, — к наркологу.
— Вам приходилось слышать от бойцов какие-то мистические вещи? Всплеск духовности, веры?
— Я не думаю, что они становятся более духовными. Если верили раньше, верят и сейчас, а если нет, то нет. Если вы заметили, что человек тянется к духовному, не препятствуйте.
— А если к протестантам тянется?
— Не нужно запрещать, вера — это глобальная вещь.
Справка: Диана Сперисенко — практический психолог, опыт работы 14 лет. Имеет сертификат терапевта танцевально-двигательной терапии, специалист психодрамы.
Подпишись на группу Viber
Только самое важное и интересное
В Александрии житель города во время съемок с квадрокоптера на […]
Сегодня, 2 сентября, из-за сильного ветра ветка дерева упала на […]
По Кременчугской улице, в районе конечной остановки 5-го маршрута второй […]
Оставить комментарий