— Вы представляете 60 ножевых ранений в одну точку? — спрашивает меня судмедэксперт и показывает пальцами квадрат десять на десять сантиметров. — Все удары в лопатку, вот на такой площади!
С такими преступлениями Владислав Цибульник сталкивается годами, изо дня в день. Мы вместе попытались разобраться в его работе, чтобы рассказать вам.
Владислав Цибульник — городской судмедэксперт
Когда с человеком что-то происходит, первыми на место происшествия приезжают следователи. Это они определяют, нужен ли эксперт. Последнего привлекают к работе не только в тех случаях, когда из спины торчит топор. Подозрительной считается смерть вне дома, в больнице. Естественно — суициды, отравления, ДТП и так далее.
Эксперт не верит никому, пока не обследует тело лично.
— Был один случай несколько лет назад, когда привезли покойного якобы без телесных повреждений, со справкой фельдшера о том, что насильственной смерти нет. Родственники рассказали, что человек злоупотреблял спиртными напитками. Но при судебно-медицинской экспертизе было установлено, что смерть наступила в результате ножевого ранения, — вспоминает Цибульник.
Владислав стал экспертом не по зову сердца. Так велело государство. После окончания Днепропетровской медицинской академии он получил государственное направление пройти интернатуру в Киеве по специальности «Специалист в сфере судебной медицины».
— Это конкретно был государственный заказ, страна нуждалась в таких специалистах и отказаться было нельзя. Родственники отнеслись к ситуации с удивлением, но пониманием. У них даже появилась гордость, что каким-то образом я буду причастен к восстановлению справедливости, — говорит эксперт.
Работа ему нравится, а вот близким тяжеловато. Такая медицина, по словам Цибульника, вынуждает постоянно жить в напряжении, тебя могут сорвать с места в любую секунду.
Если перед вами поставить, к примеру, пять человек, то угадать, кто из них сотрудник морга непросто. У тех, кто работает с трупами чистые руки, нет специфического сленга, но… запах. Да, трупный запах, к сожалению, остается в волосах, и вывести его трудно.
— У нас, конечно, есть душ, и после работы мы обязательно его принимаем. Но вывести из волос запах очень сложно. Не знаю, может быть за границей есть какие-то специальные шампуни, у нас их нету, — делится Владислав.
Вообще, о работе с трупами существует много легенд. Например, что у сотрудников долго не заживают раны. Порезался, и гниешь неделями.
— Это выдумка, конечно, — смеется Цибульник. — Заживление ран не зависит от характера работы. Говорят, что и раны у нас не заживают, и что в морге работают психически неполноценные люди, и что мы вдыхаем трупный запах и поэтому раньше уходим из жизни. Статистика этого не проверяла, но я считаю, кому как написано судьбой, тот так и умрет. Независимо от того, работает он в морге или нет.
— Самые тяжелые случаи — это когда приходится вскрывать детей. Их жалко. К этому невозможно привыкнуть, — говорит Владислав.
Недавно ему пришлось работать с 12-летним мальчиком с Войновки, который утонул. Хорошая благополучная семья, и такое горе.
А вот противоположная ситуация — гибель ребенка от рук неблагополучного отца:
— Был как-то случай, отец или отчим, — я точно не помню, — избил девочку 3-4 лет так, что она умерла. Была черепно-мозговая травма. Этот изверг стучал головой ребенка о стену, — вспоминает Цибульник.
Случается, что дети умирают по неосторожности родителей. Мама спала с новорожденным в одной кровати и не заметила, как задавила малыша своим телом. Другая родительница заснула при грудном кормлении и ребенок захлебнулся молоком.
Задача эксперта состоит в том, чтобы дать ответы на конкретные вопросы следователя. Как правило, это наличие телесных повреждений, степень их тяжести, причина смерти, связь телесных повреждений со смертью и многое другое.
— Мы исследуем на трупе все. Если другие врачи имеют свою направленность, или обращают внимание, на что жалуется пациент, то мы проводим полный анализ. Во-первых, одежда — правильно она одета или неправильно, целая или рваная, грязная или чистая. Во-вторых, состояние кожного покрова. А потом исследуем череп, грудную и брюшную полости. При осмотре обращаем внимание на данные следствия, где указано при каких обстоятельствах найден труп, — описывает свою работу Владислав.
Дополнительное исследование проводится в Кировограде. В областной лаборатории по крови и гистологическим образцам устанавливается степень алкогольного, наркотического или другого отравления. Только после этого пишется заключительный эпикриз.
Нередко родственники спрашивают, куда деваются внутренние органы после экспертизы. По словам Цибульника, они возвращаются снова в тело. Мало того, внутрь также помещается ветошь, которую люди иногда считают «мусором». Так может сказать только тот, кто не знает специфики.
— Ветошь вкладывается специально. Просто при разрезании внутренних органов образуется сосудистое кровотечение, и эту кровь должен какой-то материал принять — ветошь или опилки; так предусмотрено министерским приказом. Если этого не сделать, на похоронах может случится «сюрприз» в виде кровяной лужи, — отмечает эксперт.
Отдельно стоит остановиться на процедуре опознания, когда в морг приглашаются знакомые и родственники погибшего. Сразу к телу приглашенных не ведут. Сначала показывают одежду, затем фотографии, и только после этого непосредственно переходят к трупу.
— Целиком труп посторонним лицам не предъявляется, это может вызвать шок. Тело лежит под простыней. Отворачиваем простынь и показываем лицо, затем руки, ноги. Как правило, демонстрируем части тела с татуировками, родинками, родимыми пятнами или прижизненными шрамами, — говорит Владислав.
При опознании у эксперта всегда наготове нашатырный спирт. Если человеку стало плохо, а это происходит часто, его быстро приводят в себя.
Бывает, что приходится заниматься эксгумацией — извлечением спрятанных трупов или с целью проведения дополнительной экспертизы.
Понятно, что пахнут такие трупы очень плохо. Привыкнуть к этому запаху нельзя, сколько бы ты ни проработал. Выглядят трупы по-разному. Очень старые люди попросту усыхают и мумифицируются, а молодые чаще гниют.
— Есть, конечно, зависимость от возраста. Но поведение тела больше зависит от наполнения кишечника и мочевого пузыря. Также большую роль играет окружающая труп температура и характер смерти. Утонувшие люди быстро поддаются гниению, люди с раком — тоже быстро гниют, — отмечает эксперт.
Эксгумация трупа в селе Приютовке. Пенсионерка убила мужа и спрятала тело в огороде. 2012 год
Не все трупы забирают сразу. Тела, за которыми долго никто не приезжает или неопознанные хоронят по особой процедуре, по постановлению прокуратуры. Захоронением занимается специализированное коммунальное предприятие «Ритуал».
Иногда бывает, что у невостребованного трупа через пару лет находятся родственники, ищут могилу. Проблем с этим нет — «Ритуал» тщательно фиксирует и хранит такую информацию.
За любым покойником всегда скрывается история. Иногда бывают особенно интересные. Цибульник вспоминает случай о мужчине и женщине, погибших во время секса.
— Было такое: в гараже занимались сексом с включенным двигателем. Зима, холодно, включили мотор, чтобы согреть машину и согреться самим. А угарный газ — его же не слышно. Кем они были друг другу — муж и жена или любовники, об этом, как говорится, «история умалчивает», не скажу я вам, — прищуривается эксперт.
В Петровском районе тоже был интересный случай. На первый взгляд, загорелся автомобиль, и в нем во время пожара сгорел водитель. Труп обуглился. А затем в сердце нашли пулю. То есть, человека сначала застрелили, а затем вместе с машиной подожгли.
Врачи и санитары морга — это один дружный коллектив, говорит Цибульник. Вместе проводят праздники, любят выезжать на природу. Отмечают Дни рождения и профессиональные даты — День медработника и День эксперта.
А вообще друзей у Владислава много — врачи, юристы, экономисты, предприниматели — разные люди разных профессий.
— Мы такие же люди, как и все. И не стоит нас как-то выделять или ограничивать. Мы дружим между собою, все дружат с нами, и мы со всеми, — заканчивает интервью Владислав и спешно натягивает перчатки, торопясь в зал.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Когда вы первый раз заходите с помощью соцсетей, мы получаем публичную информацию из вашей учетной записи, предоставляемой провайдером услуги соцсети в рамках ваших настроек конфиденциальности. Мы также автоматически получаем ваш e-mail адрес для создания вашей учетной записи на нашем веб сайте. Когда она будет создана, вы будете авторизованы под этой учетной записью.
Не согласенСогласен
Для добавления комментариев авторизируйтесь
Я разрешаю создать мне учетную запись
Когда вы первый раз заходите с помощью соцсетей, мы получаем публичную информацию из вашей учетной записи, предоставляемой провайдером услуги соцсети в рамках ваших настроек конфиденциальности. Мы также автоматически получаем ваш e-mail адрес для создания вашей учетной записи на нашем веб сайте. Когда она будет создана, вы будете авторизованы под этой учетной записью.
Оставить комментарий