Свято место пусто не бывает
После сноса в центре Александрии памятника Ленину, естественно, встал вопрос — а что будет дальше. Чем целесообразно украсить площадь. Мнений много. Один предлагает поставить памятник Героям Майдана, второй — Казаку Усу, третий — церковь, четвертый — фонтан, пятый — детскую площадку, шестой — Макдоналдс, а седьмой — оставить свободное пространство.
Александрия: что будет вместо Ленина |
Чтобы выслушать разные мнения, наша территориальная организация журналистов (НСЖУ) решила провести заседание пресс-клуба. Мероприятие состоялось в Доме футбола сегодня. Провела круглый стол секретарь территориальной организации НСЖУ Ирина Балашова.
К участию в дискуссии мы пригласили восемь человек:
— Сергей Кузьменко — народный депутат;
— Степан Цапюк — городской голова;
— Татьяна Игнатьева — архитектор города;
— Елена Богоявленская — член ВО «Батькивщина», координатор народной рады;
— Надежда Жахалова — краевед;
— Степан Николенко — почетный гражданин города, художник, автор герба Александрии;
— Сергей Григорьев — председатель общественной организации «Козацький звичай», участник сноса памятника Ленину;
— Боголеп, епископ Александрийский и Светловодский.
Во время круглого стола Сергей Кузьменко попросил прощения за действия президента, приведшие к кровопролитию в Киеве |
Думаю, судя по списку, нас никто не обвинит в заангажированности. Мы хотели выслушать разные мнения и донести их читателю. Но не так вышло, как хотелось. Из приглашенных нашли возможность прийти только трое — Кузьменко, Григорьев и Боголеп.
Епископ предлагает восстановить на площади большой храм, разрушенный большевиками. До революции это была Соборная площадь, на которой находился трехпрестольный собор Успения Божьей Матери. В поддержку своей идеи Боголеп приводит такие аргументы:
— момент консолидации (церковь является объединяющим фактором для народа);
— момент восстановления исторической справедливости (раньше на этом месте был собор);
— практичность (доступное место, в отличие от собора на 8-й школе).
Учитывая умение Боголепа хорошо говорить на публику, а он прекрасный оратор, с ним сложно спорить. И все же я попробовал.
Идея Боголепа вызывает много критических замечаний:
1) раньше собор стоял на просторной площади, где не было высотных строений. Да и весь город был одноэтажным. Как впишется крупное здание в существую застройку? Площадь гарантировано потеряет прозрачность, будет казаться тесной и гнетущей;
2) сегодня Украина стремится к светскости и европейскости. Можно ли в этом аспекте считать хорошим тоном «церковь посреди села»? Думаю, нет;
3) православный храм для протестантов — как пятое колесо в телеге. По разным данным, у нас около 10 процентов протестантов. Они не будут выступать против появления новой православной церкви, но и радости не испытают;
4) центр города все-таки является местом отдыха. Уместно ли будет выглядеть возле храма молодежь с пивом, поцелуями или концерт какой-нибудь Леди Гаги в трусах?
Несколько дней тому назад мне понравилась такая идея — поставить на площади две вертикальные плиты с десятью заповедями. Ехали в машине, и вдруг это предложил председатель общественной организации «Шлях до життя» Анатолий Тримбач. Нам всем очень понравилось. И всем, кому я потом эту идею рассказывал, тоже.
Поверьте, мне сложно ее защищать, потому что Тримбач мой друг, а это сразу же гарантирует обвинения в предвзятости и лоббировании интересов товарища. Но все же, я вижу только плюсы.
1) Десять заповедей — по сути, это то, ради чего боролся Майдан. Не укради, не убей, не лжесвидетельствуй, не пожелай дома ближнего своего. Идет чиновник на работу — не укради.
2) Заповеди одинаково понравятся и православным, и протестантам, и католикам. Думаю, что и мусульмане не будут против.
3) В заповедях нет противостояния церквей Киевского и Московского патриархата. То есть, не будет против ВО «Свобода». А если написать их на украинском языке, то вообще — поддержит двумя руками.
4) Если поручить разработку композиции профессионалам, хотелось бы видеть эти плиты высокими и воздушными. Тогда они не только не потеснят площадь, но и зрительно подымут ее «потолок».
5) Десять заповедей, как христианский символ, являются восстановлением исторической справедливости в отношении разрушенного большевиками собора.
6) И, наконец, мы станем уникальным городом, в котором горожане будут не просто знать, что где-то в библии существует десять заповедей, а ЗНАТЬ эти заповеди. Когда они перед глазами — сложно не выучить. Они же — и отличный воспитательный момент для детей.
Сергей Григорьев изучает карту площади |
Эти мысли я пытался донести на круглом столе, но поддержки у Боголепа не нашел. Он настаивает на полноценном храме. А, например, журналист Иван Мельник предлагает компромисс — плиты с десятью заповедями, а на месте сегодняшнего креста — небольшую церковь. С таким вариантом — плиты и небольшая церковь — согласился присутствующий Григорьев. И дополнительно предложил написать на церквушке имена погибших на Майдане. Или на плитах сзади.
Одним словом, сколько людей, столько и мнений. Высказанные предложения — это всего лишь начало большой народной дискуссии. Тему нужно обговорить хотя бы два-три месяца, а потом совместно — опросом или общественными слушаниями — принять решение.
Приятным было окончание встречи. Увидев наш запал и неравнодушие, Кузьменко пообещал финансово поддержать идею, которая найдет одобрение александрийцев.
— Как человек, который поддерживает хорошие начинания, я могу заверить, что не буду статистом, а готов финансово поддержать те идеи, которые будут по-настоящему народными, — сказал он.
Так что, давайте спорить. Предлагайте, отстаивайте. Я не исключаю, что кроме храма и плит могут появиться и третья, и четвертая, и десятая идея. Возможно, гораздо лучше существующих.
Написано для сайта Правдоруб и газеты «Взаимопомощь».
Подпишись на наш Instagram
Только самое важное и интересное
В Александрии житель города во время съемок с квадрокоптера на […]
Сегодня, 2 сентября, из-за сильного ветра ветка дерева упала на […]
По Кременчугской улице, в районе конечной остановки 5-го маршрута второй […]
Оставить комментарий