У цыганского барона
56-летний цыганский барон Юрий Савицкий считает наркоманию грехом и отправляет всех каяться в церковь. Он не приветствует курение и частые выпивки. Наше интервью — о сегодняшней жизни цыган.
Юрий Савицкий с внучками |
— Если брать город и район, где-то 50 семей. В каждой семье — около десяти человек: папа, мама, дедушки, бабушки, дети. В школу одни ходят, другие — нет. Хотя я приветствую, чтобы ходили. Что касается пенсии — то какая у наших пенсия? Бабушки получают как многодетные, как матери-героини. А все остальные — только минимальную по старости.
— Таборы еще существуют, или уже канули в лету?
— Это раньше были таборы — заехало в село 30-50 подвод, остановились, и живут 10-20 семей. А сейчас уже осели. Приказ Хрущева был в 1956 году — осесть, проститься с лошадьми, дать квартиры и заняться цивилизованной жизнью. Спасибо Хрущеву за это, мы действительно благодарны.
Но душа на свободу все равно просится. Рвется в дорогу, в поле, на вольный ветер. Так что кочевничество сохранилось. Только не такое, как раньше, на лошадях — а уже на автомобилях. Живут себе дома, а пришла весна — закрыли дом, и поехали по городам и селам. Аж в Россию наши ездят. А, Бог даст, откроют Европу, и туда поедем.
— Наши женщины гадают, просят — люди добрые дают, помогают. И дети просят. Кто покруче, те детей не пускают просить, а кто проще — пускают.
— Расслоение цыган по уровню достатка велико? С чем это связано — почему одни бедные, а другие богатые?
Бедность не презирается и не осуждается. Как говорится, бедность — не порок. Но те, кто побогаче, стараются подтягивать других до своего уровня. Например, могут дать работу. Вот я на рынке торгую, то могу дать товар по закупке или с небольшой наценкой — идите, продавайте.
— А что можете сказать по поводу бытующих упреков, что все цыгане мошенники и воры? Чем сегодня заняты цыгане, какой основой род деятельности у рома?
— Ну, почему «мошенники и воры»? Сейчас, я вам скажу, цыгане стали намного меньше воровать и обманывать. Стараются идти в предпринимательство, бизнес — благо, дорога открыта. Есть свои торговые точки, магазины.
— Свои магазины?
— Да, в городе есть магазины, принадлежащие цыганам, но какие — не скажу, не надо нам такой рекламы.
— А на заводы идут работать?
— Их не принимают. Наших мужчин берут в основном на разборку зданий или порезку металла. Но и это хорошо. Занятие есть, можно не голодать, жить. Как говорится, с голоду не умираем. А вообще, хоть кто-нибудь пытался влезть в шкуру цыгана? Легко ли ему, к примеру, устроиться на работу?
— Почему сложно? Нет образования, паспорта, не хватает культурного уровня, или действуют какие-то стереотипы?
Вот личный пример. Мои племянники — двое юношей и девочка — выучились, окончили в Киеве юридический вуз. Деньги отдали огромные, а их нигде не берут — сидят дома, мамке помогают. Юристы — и не могут нигде устроится. Ну, правда, один из племянников сейчас в Киеве работает при цыганской ассоциации.
— И все же, нередко можно услышать, что цыгане не хотят учить детей – не отпускают в школу, не хотят давать высшего образования.
— Не в каждой семье такое. Есть очень заинтересованные родители — гонят детей в школу палкой, а потом и высшее образование дают. Я же привел пример своих племянников. А есть затравленные, бедные, им стыдно детей в школу отправлять. Их начинают дразнить в классе, смеются. И родители думают: мы лучше сами как-нибудь по-домашнему научим. Ну, и обучают: деньги считать может, фамилию свою написать может, прочитать название автобуса или магазина может — все, баста, что ему еще надо, готов к жизни.
— Расскажите немного о себе. Где родились, чем занимались, как стали бароном, чем занимаетесь сейчас?
Родился я в Александрии, когда по хрущевскому приказу тут осели мои папа и мама. Как они здесь остановились — так и я здесь живу. Моя сфера влияния — город и Александрийский район. В обязанности входит всякое — и хорошее, и плохое. Вытягиваем из милиции, помогаем с похоронами, оказываем помощь тем, кто оказался в тюрьме — цыганский общак еще никто не отменял. Также помогаем попавшим в больницу. А если о хорошем — то на свадьбах бываю, например. С женой мы работаем на рынке. Она вещами торгует, а я покупаю и продаю антиквариат.
— Скажите, а есть в цыганской среде правило, когда, скажем, кто-то ведет противозаконный образ жизни, наркотиками, к примеру, торгует, позорит цыган, и вы коллективно или авторитетом барона можете на него повлиять?
— Конечно. Бывают такие случаи — и у вас, и у нас — что человек занимается наркотиками. Мы вызываем на ковер, цыганский суд, и требуем пойти в церковь. Это грех. Бог сказал: не убивать, а наркотики убивают человечество.
У нас наркоманов презирают — и тех, кто торгует, и кто употребляет. И курящих я презираю — и своих, и чужих. Пить в меру надо, а если «бухарь» — таких тоже презирают. Вызываем запойных, говорим: это нехорошо — у тебя семья, дети, а ты себя так ведешь.
— Если кто-то барона не послушает, последует наказание?
— Безусловно. Если не послушает барона — опустят его ниже плинтуса. Есть у меня пацаны — руки и ноги поломают. Он больше не будет так делать, а будет только слушаться старших. Так что, правила действуют. Цыганское сообщество способно повлиять на тех, кто грубо нарушает правила и не хочет быть человеком.
Подпишись на наш Instagram
Только самое важное и интересное
В Александрии житель города во время съемок с квадрокоптера на […]
Сегодня, 2 сентября, из-за сильного ветра ветка дерева упала на […]
По Кременчугской улице, в районе конечной остановки 5-го маршрута второй […]
Оставить комментарий